
Согласитесь,
формулировка, вынесенная в заголовок статьи, звучит как нечто алогичное и
оксюмороном. Разве может религиозное сообщество потерять духовную основу и
превратиться в объединение крайних прагматиков и больших ценителей материальных
благ?
Конечно, люди с религиозным сознанием на этот вопрос не то,
что не будут отвечать, но даже мысленно побоятся поставить его себе. А зря.
Возможно, если бы не боялись сложных вопросов и рационального мышления, то и
общество функционировало бы гораздо эффективнее: не было бы закрытых для
критического анализа зон, как и возможности для различных аферистов лишний раз
прикрыться именем Бога, идеей нации и другими высокими метафорами.
Праздничная
возможность и "цивилизационный выбор"
Украина, Беларусь и Россия празднуют. В Киев съезжаются
президенты "православных" государств, верховные предстоятели
православных церквей. Президент России летит самолетом, чтобы успеть на
торжество, патриарх Русской православной церкви зафрахтовал для богоугодного
дела целый бронепоезд (возможно, это также собственность РПЦ, поскольку там
есть вагон-церковь). Конечно, бронированные мерседесы - это уже не модно и не
эксклюзивно, а бронированных самолетов не бывает, то, как еще добраться
скромному монаху да еще и с братией и с сакральными реликвиями на празднование
1025-летия Крещения Руси?
Президент Украины Виктор Янукович прерывает свой плановый
отпуск и также летит в Киев. При том, что совсем недавно у него уже была одна
возможность прервать отпуск ради общего с польским президентом Брониславом
Коморовским празднования годовщины Волынской трагедии. Но президент Украины
проигнорировал это событие, за что сразу ухватились некоторые украинские
националисты и зачислили Виктора Федоровича в число проукраинских
государственных мужей, поскольку тот, по их мнению, не согласился участвовать в
«фальсификации поляками истории». Интересно, что эти люди скажут теперь после
торжеств по поводу крещения Руси?
Хотя талантливые аналитики уже подготовили свою
интерпретацию этого события. Костя Бондаренко написал чрезвычайно взвешенную
статью с историческим экскурсом по крещения князем Владимиром Руси. Экскурс был
по-научному критическим и даже безупречным, а вот интерпретация и особенно
аналогии между князем Владимиром и Виктором Федоровичем хромают на обе ноги.
Кость Бондаренко утверждает, что и патриарх Кирилл, и президент России Путин
будут только гостями на празднике. По его мнению, гуманитарный вице-премьер
Константин Грищенко настолько хорошо все продумал и организовал, что Путину и
Кириллу ничего больше не останется, как играть роль статистов во время
торжественного отречения Виктором Януковичем пророссийской политики и выбора
Украиной европейского вектора. Прямо так, как это было во времена князя
Владимира, когда тот отказался от родных языческих богов и принял христианство.
Бондаренко резюмирует: "Владимир
Путин и патриарх Кирилл прибывают на праздник Ревизии Истории и праздник
Окончательного Выбора". Хорошо, пафосно и нереально.
Мне интересно, что такого нового внес вице-премьер Грищенко
в сценарий празднования 1025-летия Крещения Руси? Где те весомые коррективы,
которые позволяют сказать, что это - не старый российский сценарий,
подготовленный для реализации программы "Русский мир"? Возможно,
господин Бондаренко слишком близко принял к сердцу заявления работников
Российского института стратегических исследований, которые недавно обвинили президента
Украины в измене православию и идеалам верности России. Но заявление российских
штатных государственных аналитиков можно трактовать и иначе - как определение
президенту Украины четкой акватории для самостоятельного "плавания",
как выставление буйков и предостережения, что за них заплывать ему нельзя.
Российские аналитики обвиняют Виктора Януковича всего-навсего в неосторожности
в употреблении отдельных терминов. В частности, свое заключение об измене они
делают на основании употребления им в своем Послании слов вместо "принятие
православия" - "принятие христианства". Действительно серьезная
вина, на которой поймали "теологи" путинские "теологов"
Януковича. А где же новый "цивилизационный выбор"?
Открытым вопросом остается также то, могут ли аналитики от
Виктора Януковича назвать какие-то конкретные примеры политического
неповиновения со стороны Владимира Путина?
Помнится, что Владимир Владимирович всегда дистанцировался от приятельских
отношений с президентом Украины. А тот, несмотря ни на что, упорно ездил в Москву
по первому зову российского коллеги. Наверное, надеясь, что вот в этот раз лед
тронется, и его примут как равного и разговаривать будут как с равным.
О том, что Янукович, как верный прихожанин РПЦ, просто не
имеет права ослушаться предстоятеля своей церкви, вообще промолчим. Подчеркиваю
этим фактом то, что сам президент Янукович беспардонно демонстрирует гражданам
Украины свою конфессиональную принадлежность, посещая на большие праздники
исключительно храмы РПЦ. Мало того, что государственное телевидение транслирует
"вживую" богослужения с участием президента светского государства, то
еще и министры взяли себе за правило после литургии кланяться перед
митрополитом и целовать его в руку. Трудно поверить в конфессиональную
беспристрастность такого министра образования или юстиции, которые в телевизоре
становятся на колени перед митрополитом и целуют ему руку. Безусловно, вопрос
веры и конфессиональной принадлежности каждого человека является его интимным
делом. Однако, прямая трансляция из церкви, где к митрополиту за благословением
выстраивается половина украинского правительства, дело публичное, а, следовательно,
недопустимое в светском государстве. Поскольку, таким образом, гражданам
Украины дается недвусмысленный знак, какая церковь сейчас наиболее "любимая"
у высших государственных чиновников. И вообще, что это имеет общего со светским
государством? Вероятно, что ничего.
Опасные отношения
Но вернемся к празднованию. Президенты будут, православные
патриархи также, но что праздновать, и главное - как? О том, что христианизация
Киевской Руси сыграла чрезвычайно важную роль в истории этого государства, ни у
кого не вызывает сомнений. Споры могут вестись вокруг методов христианизации,
ее насильственного характера, особенностей византийской традиции. Но об этом
должны дискутировать не политики и церковнослужители, а ученые. А если эта
условная дата является такой важной для православных церквей, то они и должны
устраивать "свои" праздничные торжества. В свою очередь, государства
отнюдь не должны вмешиваться в это религиозный праздник, поскольку, по
Конституции, и Украина, и Россия являются светскими государствами. Прежде всего,
это должно проявляться не только в том, что государство не финансирует церковь
и не допускает ее в школу, но и само не руководствуется религиозными традициями
и выстраивает светскую модель, основанную на основе рациональных норм. Здесь же
мы имеем дело с полным симбиозом государственного и религиозного.
Объяснением такого нового сращения светской власти и церкви
может быть травма от советского богоборческого периода в истории. По словам
аналитика из Бременского университета Николая Митрохина, моральное реноме
церкви сформировалось благодаря гонениям на нее в 20-30-х годах ХХ века. Все
советские государственные институты были так или иначе скомпрометированы,
только церковь (не конкретно РПЦ), как институт гонимый и преследуемый,
сохранил кредит доверия у людей. Ту же историю, только еще в более грубом
исполнении, можно перенести и на украинское общество. В частности, такой
неограниченный кредит доверия после распада СССР имела Украинская
греко-католическая церковь. Именно поэтому церквям в постсоветских странах
долгое время прощалось многое. Люди хотели иметь морального авторитета и,
кажется, упустили то время, когда церкви приблизились на опасное расстояние к
государственной власти.
В разных обществах были разные мотивации для такого
сращения, но важнейшими были две: мобилизационно-патриотический потенциал
церкви - именно то, чего не хватало постсоветским обломкам, и предоставления
определенной моральной легитимности новой власти. Обе практики проявились
крайне опасными, как для церкви, так и для государства. Если проанализировать
отношения между церквями и светской властью в Украине и России, то можно
усмотреть первые потери достижений светского общества. За предоставленные
соответствующие услуги РПЦ государственная власть заплатила разрешением на
определенную клерикализацию российского общества. Иерархия РПЦ стала влиять на
отдельные чувствительные формулировки в законах Российской Федерации. Используя
государственные и частные СМИ, церковь стала открыто вмешиваться в различные
участки светской жизни. Пока попытки РПЦ "продавить" в школы
преподавания "Закона Божьего" успехом не увенчалось, но это еще
только начало.
И хотя патриарх Кирилл заявляет, что это не клерикализация
общества, а христианизация, все равно скоординированность действий светской и
церковной власти, а особенно ангажированность государственных органов в
процессы "христианизации" полирелигиозного российского общества,
свидетельствует об обратном. Президент России позволяет себе открыто отмечать
эксклюзивность роли РПЦ в духовной жизни России, а патриарх воздает ему
взаимностью. Чего только стоят безапелляционные заявления патриарха Кирилла,
что "православные на протестные акции не ходят". Или же его
"исторические" аналогии, где на праздновании 200-летия победы в
Отечественной войне 1812 года он приравнял либеральную часть российского
общества к армии Наполеона.
Теперь снова пришла очередь к Украине. Теперь патриарх
Кирилл со всем почтением едет в Украину помогать Путину убеждать украинское,
что их счастье не в Европейском, а в Таможенном союзе. Будут молебны, будут
призывы к братанию, будет снова ревизия истории (но не с большой буквы, как у
Кости Бондаренко). Обязательно будут награды от Путина священнослужителям РПЦ и
их помощникам за налаживание дружбы между народами. Наверное, что-то достанется
и патриарху, ведь не зря он осмелился сказать Путину всю правду в глаза. Для
чистоты жанра подам эту цитату:
Я совершенно открыто
должен сказать како патриарх, Который призван говорит правду, не обращая
внимания на политическую конъюнктуру, ни пропагандистские акценты, в том, что
огромную роль в исправление этой кривизны в нашей истории сыграли лично вы, Владимир
Владимирович.
То есть президент Путин уже исправил "кривизну
истории" в России, теперь пришла очередь к Украине. Теперь и посмотрим на
наших украинских государственных мужей, как долго они выдержат процедуру
"упражнения" позвоночника российскими мануальными терапевтами.
Единственное утешение
И такое громкое событие не могло остаться без внимания
украинских церквей и политических деятелей националистического толка. Одной из
первых свое мнение обнародовала Ирина Фарион, народный депутат Украины, известная
своими ультра-радикальными выпадами в сторону России. Как положено настоящей
националистке, Ирина тут же объявила президента Путина персоной нон-грата на
торжествах в Киеве и отослала его искать историческую традицию для россиян в
"финской и монголо-татарской истории", ибо только там они смогут
увидеть свое "настоящее лицо". Что тут скажешь? Украинскому МИДу с такими депутатами остается только ждать ноты
протеста от финнов, татар и монголов. А дальше госпожа Фарион быстро навешала
сережек всем "сестрам", назвав заключения унии 1596 года не иначе,
как "вестернизацией православия", что оставляет некоторую надежду для
УГКЦ. А современное русское православие квалифицировала так: "Православие выродилось в то, что
сложно назвать церковью". Итак - никакой перспективы на будущее.
Госпожа Фарион сделала также неожиданно созвучны с
патриархом Кириллом выводы: "Христианская
идея, напомню, это не только любовь к ближнему, но прежде борьба со злом".
Патриарх вместо этого призывает россиян защищать веру православную. Но хорошо
известно, что политическое зло часто меняет свою личину, то и бороться церквям
в Украине - не переборотся. Если еще кто-то отправится "защищать
православную веру", то покой нам только сниться.
Подвергся разговорам о традициях и их важности и молодой
верховный предстоятель УГКЦ Святослав Шевчук. Он так же считает, что "наш народ и его государство является
наследниками христианской цивилизации Киевской Руси-Украины, которая была в
свое время одной из самых мощных и культурных стран Европы". Думаю, что
центрально-и западноевропейские государства могут взять с нас пример и
взбудоражить спор вокруг наследия Империи Карла Великого. Но будем надеяться на
здравый смысл прагматических и не слишком духовных европейцев, думаю, войны они
не допустят.
Было бы совсем грустно, если бы время от времени не брал
слово кардинал Любомир Гузар. Только у него удалось найти слова, содержащие
адекватные рассуждения о праздновании и роли церкви в обществе. Слова просты и
поэтому очень важны:
В нашем государстве,
всем известно, много разного рода злоупотреблений. Боремся с этим, умножая
законы, создавая новые комиссии и употребляя другие подобные мероприятия.
Однако все это безуспешно, потому что делаем это без убеждения, без искреннего
желания исправить общественные проблемы.
Предлагаемое
государственное празднование четко показывает, как мы подходим к проблемам нашей
общественной жизни. Меры являются внешними по своей сути.
То, что происходит в
законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, а также в сфере
экономики и образования, отсутствие контакта между властью и населением - все
порождает разочарование населения.
Возникает вопрос:
можно ли все это исправить? Да, можно, если сделать наше празднование
1025-летия настоящим возвращением к тысячелетней традиции.
Лучший способ
отпраздновать Тысячелетия христианства в Украине - это стараться во всех видах
личного, семейного, общественного, общественной жизни вести, в соответствии с
принципами учения Христа.
А пока у нас на повестке дня - громкие торжества. Где
несправедлива, а, по мнению многих и преступная власть сочетается с духовной
властью, чтобы уже никто не увидел различий между ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий